MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Стратегический менеджмент :: Инновационный менеджмент :: Диверсификация. Искусство быстрого завоевания новых рынков сбыта

Диверсификация. Искусство быстрого завоевания новых рынков сбыта


Бывает, достигнув успеха в одном деле, — например, в сочинении рекламных слоганов и сценариев к видеороликам, нередко приходишь к мысли: не плохо бы заняться чем-нибудь другим. Скажем, снимать кино или открыть арт-галерею. Однако все уже воспринимают тебя как специалиста по текстовкам, и, чтобы быстро обратить на себя внимание в качестве подающего надежды режиссера, нужно сделать нечто из ряд вон. Снять малыми деньгами фильм, с операторскими приемами и режиссерскими находками, которые посчитали бы новаторскими… Брэнды в поисках новых рынков сбыта вынуждены вести себя точно так же: продвигать нестандартные идеи, искать сочетания несочетаемого и создавать новые привычки потребления. Долго не философствуя, возьмем несколько наиболее ярких «историй успеха», актуальных для бизнеса любого масштаба.


Традиционно считается, что шампанское — напиток достаточно респектабельный, чинный и пафосный, уместен в особо торжественных случаях, годится для интимного ужина при свечах или на светских раутах. Такой консервативный облик молодежи не подходит, — юношество любит пить на ходу и в демократичной обстановке. Даже Moet & Chandon, наиболее молодящееся среди всех именитых шампанских вин, не привлекало. Максимум, что удалось, — сделать шампанское романтичным, но оттого не менее узко востребованным.

Скорее, бизнесмен подарит его своей любовнице, чем молодая пара разопьет у себя дома, а уж тем более возьмет с собой на тусовку. Несмотря на рекламную красотку и участие в многочисленных клубных акциях, клиентами Moet оставалась состоятельная и не очень юная публика. Тем не менее, именно тусующаяся молодежь — один из наиболее перспективных рынков сбыта для качественных алкогольных напитков. Доказано результативной пропагандой Hennessy и Martell, которые смогли изменить наскучивший имидж коньяка и научить воспринимать его как отличный ингредиент клубных коктейлей.

Но вот шампанское… Как же заставить активных тусовщиков и молодых прожигателей жизни дружить с «вдовой Клико», «доном Периньоном» и «мадам Поммери»? И пить их в клубах (ведь не секрет, что значительная часть продаж дорогих алкогольных брэндов приходится как раз на оптовые закупки ночных клубов, дискотек и больших вечеринок). С этим вопросом французская компания Pommery, производитель дорогих шампанских вин, пришла в агентство The Added Value. Ответ был найден весьма радикальный: выпустить на рынок абсолютно другое шампанское. Найти звучное, пускай и не респектабельное имя. Отказаться от традиционной «шампанской бутылки» — придумать новую тару. И, главное, предложить пить его по-другому, забыв о хрустальных бокалах и серебряных ведерках со льдом.

Встречайте: шампанское POP. Единственное шампанское, которое можно пить из небольшой бутылки в 200 мл через трубочку прямо на дискотеке. И при этом быть гораздо моднее тех, кто пьет банальное пиво. «Это новое слово на рынке шампанского, — комментирует Бен Вуд, руководитель агентства The Added Value в Париже. — Началось с названия POP: оно создавалось как подражание звуку вылетающей пробки, и в то же время это начало слова «популярность». Дизайн бутылки специально сделали иссиня-серебристым, мы ушли от традиционной для шампанского зелено-черно-золотой гаммы, а с другой стороны, — напомнили молодежи приятное для нее освещение ночных клубов. Ну и, продается POP не там, где обычное вино, а в клубах или престижных магазинах, причем цена достаточно высока (45 долларов за бутылку в 200 миллилитров. — БЖ). Рекламная концепция этого привычного продукта в радикально новой обложке также сильно отличалась от традиционной «шампанской» рекламы, в которой обычно обыгрывались интимная романтика, светское времяпрепровождение или искусство «красивой жизни». PОР представило другое: стильная девушка на фоне ночной дискотеки, в голубоватом неоновом свете, потягивает POP через трубочку, — такой красивый и лаконичный постер, словно сделанная на танцполе фотография, был размещен в ведущих развлекательных журналах по всей Европе. Эта разработка креаторов была встречена публикой на ура: продажи POP оказались рекордными для нового брэнда в таком весьма конкурентном сегменте, как премиум-алкоголь. В первый год было продано миллион бутылок, — потягивать шампанское PОР через трубочку стало дико модным. В то же время брэнд фактически создал для себя новую потребительскую категорию. Аналогичным успехом стал пользоваться в Лондоне портвейн (Cruz, Offley или — настоящий кисло-сладкий португальский портвейн, совсем не похожий на приторную «Массандру» или тем более московскую проспиртованную сивуху), когда его, как это принято в самой Португалии, стали разливать в небольшие бутылки, похожие на бутылки пива «Миллер» или «Корона экстра».

Собрав несколько примеров из совсем разных отраслей, мы хотим подчеркнуть силу концепции, нестандартного подхода к созданию и продвижению бизнеса в наше динамичное и захватывающее время.

Часы TAG Heuer cегодня никто и не воспринимает иначе, как дорогой швейцарский брэнд, стоящий в одном ряду с Omega и Breitling. Однако еще лет десять назад TAG Heuer выпускал исключительно спортивные часы, которые в представлении публики не лежали и близко к другим «именитым швейцарцам». Что делать — спортивный имидж не был столь модным, и тягаться с престижными бизнес-хронометрами было сложно, несмотря на столь же высокое качество. Выйти на элитный часовой рынок, завоевать аудиторию успешных бизнесменов и повысить цену на свою продукцию было жизненной необходимостью брэнда. В начале девяностых спортивный образ жизни вошел в моду: стало стильным не только играть в гольф и крикет, но и летать на воздушном шаре, ходить под парусом, играть в футбол. TAG Heuer ловко поймал этот тренд и в своей рекламе сумел совместить понятия «успех, достижение» и «игра, спорт». Спортивная тема, доселе не тиражируемая в рекламе престижных часов, сработала на ура — брэнд наращивает продажи, хотя цена поднялась почти в два раза. Символично, но в наши дни новые модели Omega и Tissot похожи на спортивные часы, — взять хотя бы хронометры киногероев Джеймса Бонда или Лары Крофт.

Американский производитель мороженого Haagen Dazs сделал деньги на том, что первым среди прочих стал позиционировать мороженое не как детское лакомство, а как удовольствие для взрослых: интимный артефакт. Вкус — удовольствие, надо было только продолжить цепочку, прибавив: глубокое удовольствие, чувственное наслаждение. Рекламисты лишь сказали то, что романтические пары ощущали и без них, когда игрались со взбитыми сливками. Однако, откровенно озвучив эти мысли, они заслужили лояльность целого поколения. Мороженое для удовольствия — это Haagen Dazs, а для праздничного стола, детей и бабушек с дедушками — любое другое. Впоследствии ассоциативную связку «мороженое—удовольствие» эксплуатировали и другие, в том числе Nestle и Movenpick, но — даже более крупные и денежные брэнды, оказавшись вторыми, все равно останутся подражателями. И восторженность им не перекупить, хотя, конечно, отъесть долю рынка, используя похожую рекламную концепцию, вполне реально.

Французская сеть супермаркетов Printemps смогла добиться расположения молодых женщин тем, что первой в своей рекламе подчеркнула важность эмоций во время шоппинга. Ведь шоппинг — это, прежде всего, позитивные переживания, а уж потом рациональный выбор. В конце концов, супермаркет — место, где можно дать волю чувствам и совершать покупки по настроению, благо выбор позволяет. Концепция предлагала эмоциональный образ шоппинга и помогла выделиться на фоне «монстров» Carrefour, La Redoute и Wal-Mart. Рациональное потребление сменяется эмоциональным. Поняв эту тенденцию, компания смогла найти свой облик и одновременно сказать нечто новое на своем рынке.

Успех английской сети ресторанов Pret-a-Manger — предмет зависти как рестораторов, так и хозяев забегаловок фаст-фуд. Первая точка «свежего и натурального фаст-фуда» открылась в конце восьмидесятых, однако второе дыхание пришло к небольшому кафе в середине девяностых, когда хозяевами была осмыслена новая концепция для ресторанного бизнеса. Традиционно «Макдоналдсы» и «Бургер кинги» не конкурировали с гламурными ресторанами, жили каждый свой жизнью. И трудно было представить, что у них может появиться общий конкурент. В чем секрет? Приглядимся к маркетинговому ноу-хау этой британской фирмы. Фаст-фуд может быть стильным и натуральным, именно такую, на первый взгляд нелепую, концепцию выдвинули молодые основатели кафе. С одной стороны: стильный интерьер, упор на экологически чистую пищу и хороший кофе, приятные официанты — это из дорогого мира ресторанов, с другой — демократичные цены, быстрое обслуживание, стандартное меню, комплексные обеды и свежевыжатые соки — от заведений быстрого питания. Стильно и естественно, — не обязательно дорого. Эта концепция виртуозно обыграна в названии: Pret-а-Manger, что значит «готово, чтобы поесть»), и наводит на аналогию с модой и показами Pret-а-Porter («готово, чтобы носить»). Есть, конечно, haute cuisine (высокая кухня), как в моде есть haute couture. Но ведь поесть приятно, стильно и быстро хочется каждый день. Этакий гибрид ресторана и фаст-фуда оказался как раз тем форматом, которого ждали и не могли найти среди существующих даже жители такого крупного и избалованного города, как Лондон. Сегодня, спустя несколько лет, оригинальная ресторанная сеть насчитывает более 100 заведений в Великобритании, плюс рестораны в Нью-Йорке, Токио и Гонконге. В планах — покорение Америки, Европы, открытие в Пекине. Новый ресторанный проект практически не нуждался во внешней рекламе. Да и денег на нее не было — сеть началась с кредита в 17 000 фунтов в некрупном британском банке и названия, которое было одолжено у небольшой службы по доставке готовой пищи. А сегодня одним из инвесторов фирмы стал король фаст-фуда Рональд МакДоналдс, выкупивший 33% сети Pret-а-Manger за 25 миллионов долларов. А в Японии и США корпорация McDonalds, чувствуя перспективность и прибыльность нового формата, активно помогает в развитии бизнеса.

Найти дополнительные рынки сбыта и завоевать новую аудиторию (более дорогую или более привлекательную) можно, предложив людям иную форму потребления стандартных вещей, создав неординарный формат на стыке привычных явлений.

Владимир Ляпоров


Источник: Бизнес журнал/ 2003/ №20 www.business-magazine.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Инновационный менеджмент, стратегия диверсификации"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Разработка нового товара
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат...
подробнее..
Найдите 10 отличий
Российские покупатели становятся все более разборчивыми. Иногда они даже капризнее жителей западных стран. Во всяком случае, чтобы завоевать их расположение, производителям приходится чаще, чем за...
подробнее..
Стратегическое управление продуктом: концепция локального лидерства
Продуктово-маркетинговые стратегии (ПМС) являются средством реализации корпоративной стратегии. Именно продукт компании (в широком понимании) определяет суть бизнеса, а маркетинг — рыночное положение...
подробнее..
Как стать пионером
Уникальность продукта больше не гарантирует успеха компании, которая этот продукт придумала. Ноу-хау за считанные месяцы могут скопировать конкуренты с более весомыми, чем у компании-новатора,...
подробнее..
MACS: корпоративная стратегия, активированная рынком
Подход к формированию корпоративной стратегии, применявшийся McKinsey в 1970–е гг., можно схематически представить в виде матрицы портфельного анализа, в которой по одной оси определяется уровень...
подробнее..
Строители рынков
Создать товар, который сразу сметут с полок, - редкая удача для производителя. Многие брэнды процветают сегодня благодаря новаторскому подходу их разработчиков, которые когда-то сумели угадать...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: