|
||||||||||
|
||||||||||
![]() |
Бизнес -инжиниринг и миссия компанииПо мере становления рыночных отношений в нашу жизнь входят все новые элементы западной бизнес культуры. Малиновые пиджаки, визитки, пейджеры, радиотелефоны: - упоение этими непривычными, но достаточно легко приобретаемыми аксессуарами бизнесмена осталось в прошлом. Возникла новая мода на корпоративную атрибутику. Одним из наиболее спорных и загадочных документов, как по своему назначению, так и по методике создания является <эМиссия компании>. Появилось масса публикаций на эту тему. Не является исключением и журнал , напечатавший в прошлом 32 номере статью М.Гринфельда, отражающую видение миссии с точки зрения нейро-лингвистического программирования. Предлагаемый в этой статье материал - это <этехнологический> системный взгляд на проблему с позиции бизнес-инжиниринга Что такое миссия компании? Существует достаточно много определений этого понятия. Вот некоторые из них: "Миссия - стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе>. Л.Гительман <эПреобразующий менеджмент>. <эМиссия (предназначение) организации - ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься> И.Мазур, А.Шапиро <эРеструктуризация предприятий и компаний>. <эВ случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения> О.Виханский, А.Наумов <эМенеджмент>. Генеральная цель, смысл существования, предназначение, роль, философия:- можно продолжить список понятий, с которыми связывают миссию компании. Однако это вряд ли приблизит нас к пониманию роли миссии в качестве ресурса управления и причин возросшего к ней интереса со стороны российских компаний. И, главное, не даст представления о методике разработки миссии и формате ее описания. Миссия и российская реальность Возросший интерес к миссии у российских компаний связан не только с модой на внешние атрибуты продвинутого бизнеса и появлением образованных менеджеров. Все дело в том, что время пришло: Вчера было еще рано этим заниматься, а завтра придется <эдогонять уходящий поезд>. Развитие российского рынка и его интеграция в мировую экономику, обострив конкурентную борьбу, привели к преодолению некоторых управленческих иллюзий:
Бизнес-инжиниринг и управление Прежде чем перейти к вопросу технологии разработки Миссии компании, необходимо остановиться на базовых понятиях бизнес-инжиниринга. Бизнес- инжиниринг (business-engineering) - это современная технология управления, основанная на системном подходе. Компания как отрытая система описывается формально, точно, полно и всесторонне путем построения базовых информационных моделей предприятия (в первую очередь, организационно-функциональной структуры и бизнес- процессов) во взаимодействии с моделью внешней среды. Разработка информационных моделей компании осуществляется <эсверху вниз>, начиная с формирования Миссии компании, корпоративных целей, корпоративных и функциональных стратегий, с помощью который определяется необходимый набор функций, обеспечивающий достижение поставленных задач. Полная бизнес-модель компании является инструментом управления изменениями (управления организационным развитием). Это позволяет достичь решающего конкурентного преимущества за счет точной и быстрой реакции предприятия на изменения внешней среды (или на стратегический прогноз этих изменений). Взаимодействие компании с внешней средой осуществляется как взаимодействие целостной системы с более широкой надсистемой, определяющей функциональное предназначение компании. Миссия как атрибут открытой системы Подход к компании как к целостности означает, что она сохраняет свои сущностные свойства только как единое целое. Составные части такой системы взаимозависимы. Свойства системы (ее предназначение) нельзя понять только посредством анализа внутреннего устройства. Компания не может выработать свою миссию подобно пауку, который создает паутину <эиз самого себя>. Это означает, что для определения миссии (предназначения) компании во внешней среде необходимо:
Другими словами, Миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка. Компания и ее микро и макроокружение представляют собой иерархию вложенных друг в друга систем. Рынок одновременно представляет собой, с одной стороны, надсистему для компании, а, с другой стороны, открытую систему для внешнего окружения. Сама компания тоже одновременно представляет собой, с одной стороны, открытую систему, входящую в рыночную среду, а, с другой стороны, надсистему по отношению к входящим в компанию менеджерам, персоналу и другим участникам. Модель компании как открытой социально-экономической системы приведена на рис.1. Рис.1 Предприятие как открытая система Следует иметь в виду, что носителем Миссии может быть только субъектно - ориентированная открытая система, у которой существуют собственные цели и, соответственно, стратегии их достижения. Такая система должна обладать желанием и потенциалом, заставить среду считаться со своими интересами в качестве равноправного участника. В бизнесе компания выступает в качестве открытой системы по отношению к рыночной среде, отстаивая в конкурентной борьбе собственные коммерческие цели за счет удовлетворения потребностей рынка. Таким образом, Миссия - это отражение взаимодействия компании и внешней среды по закону единства и борьбы противоположностей. Разработка миссии Разработка миссии, как и все в инженерном деле, начитается с системы координат (см. рис. 2). Рис.2 Система координат разработки миссии Ось <эНАДО> - отражает потребности рынка, Ось <эМОГУ> - определяется уникальностью ресурсов и навыков компании, Ось <эХОЧУ> - представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы). В такой системе координат разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой. Поиск такого компромисса (алгоритм разработки миссии) может быть осуществлен по трафарету представленному на рис. 3. Рис.3 Трафарет разработки миссии Для этого необходимо:
|
|
|||||||||||
![]() |
![]() |
Контакты |
|