MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Управление бизнес-процессами :: Управление качеством :: Методология и практика создания систем качества

Методология и практика создания систем качества


Качество продукции - основное поле сражений на мировых рынках... и цена проигрыша в этой борьбе - экономическая катастрофа"


Внимание к вопросам качества в России повышается по мере её вхождения в мировую экономику. Однако несмотря на большое число публикаций по вопросам качества, касающимся, в основном, внедрения комплекса стандартов ИСО 9000, вопросы методологии создания систем качества на предприятиях освещены недостаточно полно. Восполним этот пробел, исходя из опыта создания систем качества в различных организациях: от издательства до Системы сертификации технических устройств в ГосНИИ авиационных систем.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ "КАЧЕСТВО"

С учётом современных философских воззрений можно определить категорию "качество" как объективную, существенную, относительно устойчивую внутреннюю определённость целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений.

Если философское определение качества распространяется на материальный мир и охватывает всю совокупность свойств продукции, то приводимое в действующих нормативно-методических документах (Стандарт ИСО 8402-94 Качество. Словарь. и ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения) определение качества, как совокупности свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, ориентировано только на его применение по отношению к продукции.

Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку:

* установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера нас удовлетворяло - сегодня может быть неприемлемым;

* понятие качества может быть применено к любому этапу или ряду этапов "спирали качества", что также приводит к его относительности;

* относительный характер носит и понятие "уровень качества продукции", которое используется для количественной характеристики качества и значение которого определяется путём сравнения показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца.

Поэтому при создании систем качества необходимо исходить из целей, которые ставятся при её создании, и конкретизировать понятие качества. При этом обязательно нужно учитывать требования общества.

СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

Рассматривая систему качества как совокупность организационных структур, методик и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством, следует отметить её "внутрифирменную" направленность. Она должна быть составной частью системы управления организации и должна создавать у руководства организации и (или) у потребителя уверенность в том, что продукция будет соответствовать установленным требованиям к её качеству. При этом масштаб системы качества должен соответствовать задачам организации в области качества (политики организации в области качества), а затраты на её создание и функционирование не должны превышать "положительного эффекта" от эксплуатации или потребления продукции.

Система должна быть документирована в такой степени, чтобы быть легко актуализированной в организации и прозрачной для её контроля.

При разработке системы следует обращать внимание на решение трёх основных задач: обеспечения качества, управления качеством и улучшения качества. Эти задачи могут быть решены с использованием различных методов и принципов управления.

Так в стандартах системы ИСО 9000 используется, как правило, метод Тейлора, основанный на жестком нормировании и контроле за соблюдением нормативных требований. Это метод эффективен в организациях с высоким уровнем технической компетентности руководящих работников по сравнению с уровнем исполнителей и невысокой степенью автоматизации производства. Однако заложенный в основу принципа Тейлора элемент принуждения совершенно неэффективен в условиях дефицита рабочей силы.

Модернизацией принципа Тейлора в сфере человеческих отношений на производстве являются кружки качества, направленные на вовлечение рабочих в процесс повышения качества и эффективности производства. В основе кружков качества лежит возросший общеобразовательный, профессиональный и культурный уровень современных рабочих, а также очевидное утверждение о том, что возможности и условия своих рабочих мест знают лучше те, кто на них работает.

Наличие автоматизированных систем контроля и обработки данных позволяет использовать методологию Тагути или гибкие методы статистического контроля. В отличии от принципа Тейлора, основанного на чисто допускном управлении, методы Тагути переходят к управлению по отклонениям от номинального значения с использованием упрощенных методов статистической обработки При отклонениях показателей качества от установленного значения применяются либо экономические методы воздействия, либо увеличивают объём контролируемой выборки.

Значительный эффект даёт применение принципа распределения приоритетов, устанавливающего правила реализации функции оценки качества и приёмки продукции, правила выбора методик контроля, средств и планов контроля, а также правил принятия решений. При этом, исходя из установленных правил приемки , приоритет в организации контроля, выбора методик и средств контроля получает одна сторона, а приоритет в трактовке неопределенности результатов - другая.

Механизмы взаимодействия между изготовителем и потребителем могут быть также построены с использованием различных принципов: регламентации, координации, самоорганизации и самоуправления, либо их комбинации. Например, при обслуживании средств измерений регламентируется обязательность их поверки, однако порядок организации поверки (в органах Госстандарта РФ или в организациях, имеющих лицензию на проведение поверочных работ) решается на основе принципа самоуправления.

Система качества может охватывать различные этапы жизненного цикла продукции: этапы окончательного контроля и испытания, или этапы от проектирования до монтажа и обслуживания. Они так же могут включать контроль эффективности системы качества субподрядчика. Они могут регламентироваться, например, следующими документами: ГОСТ Р ИСО 9003-96 Модель качества при контроле и испытании готовой продукции; ГОСТ Р ИСО 9001-96 Модель качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании; Стандарты QS 9000 "Quality system 9000".

Всё более широкое распространение при создании систем качества получают концепция TQM (Total quality manegment) - всеобщего управления качеством и концепция CWQC (Company wide quality control) - управления качеством в рамках компании.

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Сертификация систем качества является добровольной процедурой, подтверждающей соответствие системы тем или иным стандартам. Наибольшее распространение получила сертификация на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000. Однако степень доверия к системе зависит не столько от ссылки на ее соответствие стандартам ИСО 9000, сколько от компетентности, объективности и авторитета органа, проводившего сертификацию системы. В России существует несколько систем добровольной сертификации систем качества.

С целью повышения доверия к системам качества, Госстандарт РФ разработал систему добровольной сертификации систем качеста и производства "Регистр систем качества" (ОСТ Р 40.002-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения).

Широкое распространение получила совместная с зарубежными фирмами сертификация российских систем качества. Например, ВНИИС заключил Соглашение о совместной сертификации с фирмой Дет Норске Веритас (ДНВ) - схема ВНИИС/ДНВ. В 1995 г. создано совместное российско-германское предприятие "RWTUV-Интерсертифика", выдающего сертификаты качества TUV-CERT (Тюф-СЕРТ).

Наряду с этим существует большое число региональных и международных организаций по сертификации систем качества, из которых следует отметить:

* международную независимую организацию по сертификации (ПОС), объединяющую семь крупных международных фирм по сертификации продукции и систем качества, в том числе Регистр Ллойда, Тюф-СЕРТ, Дет Норске Веритас и другие;

* ЕQNET, объединяющий 17 европейских национальных организаций;

* международный форум по аккредитации (IAF), включающий национальные органы по аккредитации США, Японии, Великобритании, России и других стран.

Однако увлечение сертификацией систем качеств приводит к определённым издержкам. В частности имеются попытки административными путями заставить организации проводить сертификацию своих систем качества (Распоряжение правительства Москвы N1100-РЗП от 22.10.97 "О сертификации систем качества в строительстве"), что дискредитирует саму идею добровольной сертификации. Обязательной сертификации, с нашей точки зрения, должны подвергаться системы качества организаций, чья продукция попадает в сферу государственного метрологического контроля и надзора (Закон РФ "Об обеспечении единства измерений").

В заключение следует отметить, что наличие в организации сертифицированной системы качества дает ему серьезные преимущества при получении заказов, обеспечивает возможность снижения риска юридической ответственности за качество продукции и позволяет перейти от концепции производительности к концепции "эффективной производительности", согласно которой производительным считается лишь труд, потраченный на изготовление качественной продукции.

Леонид Моисеев и Лариса Мирзоян


Источник: http://www.standard.ru/

Версия для печати
Вернуться к разделу "Система управления качеством продукции, ИСО ( ISO ) 9000"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Принципы TQM
Еще в послевоенные годы в СССР были заложены основные принципы TQM (например, системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников)....
подробнее..
Традиционный взгляд на TQM
Бове и Тилл дают следующее определение подходу ТQМ: "Всеобщее управление качеством - это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к...
подробнее..
Проблемы при сертификации систем качества
Часто возникающие проблемы при сертификации системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000.
подробнее..
Подсистемы системы качества
В соответствии с идеологией стандартов ИСО серии 9000 можно выделить четыре направления деятельности в области качества, посредством которых система качества воздействует на процесс формирования...
подробнее..
Методология и практика создания систем качества
Качество продукции - основное поле сражений на мировых рынках... и цена проигрыша в этой борьбе - экономическая катастрофа"
подробнее..
Политика управления на всех этапах СФК
Основополагающую идею СФК, возникшую в Японии, а промышленность США ввел Дон Клозинг из Массачусетского Технологического Института. Компания Форд Мотор и несколько фирм-поставщиков стали зачинателями...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: