|
||||||||||
|
||||||||||
![]() |
Управление персоналом :: Обучение и развитие персонала :: Дистанционное обучение :: Мифы и реалии дистанционного обучения
Мифы и реалии дистанционного обученияВнедрение любого новшества по шутливой классификации американских системотехников проходит несколько этапов: всеобщий скепсис - работают только энтузиасты-одиночки, всеобщий восторг, награждение непричастных, наказание невиновных и, наконец, этап серьезной работы. Оценивая современное состояние проблематики дистанционного обучения (ДО) с позиций этой классификации, можно констатировать, что ряд высших учебных заведений России уже находится на стадии серьезной работы. Общество же в целом пребывает еще в состоянии эйфории от поверхностно воспринимаемых возможностей ДО. Эта эйфория связана с достижениями в сфере телекоммуникаций и, прежде всего, с развитием и широким распространением глобальной компьютерной сети Интернет. Поверхностное понимание проблематики ДО породило ряд мифов в этой сфере. И они не так уж безобидны, как может показаться, особенно, если на основе этих мифов принимаются управленческие решения и строится реальный учебный процесс. Именно это соображение и заставило автора взяться за перо. Рассматриваемые здесь вопросы не претендуют на системное изложение проблематики ДО и истину в "последней инстанции". Но если они затронут читателя за "живое", послужат стимулом для собственных размышлений, то автор будет считать свою задачу выполненной. Немного о терминологии Аббревиатуру ДО расшифровывают по-разному: Д - дистанционное или дистантное, О - образование или обучение. С первыми двумя терминами все достаточно просто. Термин "дистанционное" - это термин русского языка. Термин "дистантное" непонятно откуда взят. В русском языке его просто нет. По двум последним терминам нет однозначного ответа. Образование в русском языке определяется как процесс и как результат. Если мы говорим о результате, то термин "дистанционное образование" некорректен. Если же речь идет о процессе, то этот термин вполне допустим. В последнее время наметилась тенденция к использованию термина "дистанционное обучение", что более четко указывает на ДО как на процесс и его непосредственную связь с технологиями обучения. Сходство и различие заочных и дистанционных форм обучения Миф: "дистанционное обучение принципиально ничем не отличается от заочного". Конечно, заочное обучение является прообразом ДО в тех учебных заведениях, которые имеют соответствующий опыт. Однако есть и принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей ДО. Среди них выделим следующее.
Основные принципы учебной работы в ДО Миф: "давайте организуем дистанционное обучение таким образом, чтобы лекции преподавателей транслировались в Интернет, а учащиеся в ходе этих лекций могли задавать вопросы". Видеоконференции в Интернет, интерактивное цифровое телевидение, используемое некоторыми американскими и европейскими университетами, являются достаточно важными, но все же не главными элементами ДО. Главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся в развитой учебной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Попытки же использовать традиционные методы обучения на новой технологической основе нередко выглядят как "забивание гвоздей микроскопом". Весьма важным, основополагающим принципом учебной работы в ДО является также индивидуальное оперативное общение преподавателя и учащегося с использованием современных телекоммуникационных средств, например, с помощью электронной почты. Основные виды обеспечений учебного процесса в ДО Миф: "главное - это компьютеры и телекоммуникации". Нередко менеджеры учебных заведений считают своей главной задачей в развитии дистанционных форм обучения создание материальной технической базы. Остальное, как говорится, приложится. Однако, ключом к ДО является учебно-методическое обеспечение самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Его разработка требует значительно более серьезных организационных усилий, высочайшей квалификации разработчиков и, порой, более значительных финансовых затрат, чем закупка и установка оборудования. При разработке учебно-методического обеспечения дистанционных курсов, как показывает опыт, целесообразно планировать создание комплексов, позволяющих поддерживать учебную деятельность учащихся на всех этапах обучения - от знакомства с теоретическим материалом до решения нетиповых задач. По дидактическому назначению различные виды учебно-методического обеспечения можно классифицировать по четырем блокам. Компоненты первого блока (учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, что предпочтительно, или в электронном виде, аудио- и видеокассеты с обзорными лекциями) предназначаются для первоначального знакомства с теоретическим материалом по курсу. Сюда же могут быть отнесены и методические рекомендации для преподавателей-тьюторов (как учить с помощью комплекса) и для учащихся (как учиться с помощью комплекса). Основное назначение второго блока учебно-методического обеспечения - осмысление и закрепление теоретического материала, контроль знаний по теории. В его состав могут входить электронные мультимедийные учебники на дискетах, CD ROM или в Интернет, программно-информационные системы компьютерного тренинга и контроля знаний. Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого детерменированного исследования. Компоненты четвертого блока - это системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизации проектных работ (САПР), научных исследований (АСНИ) и т. п. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по тематике комплекса, возникающих, например, в ходе курсового или дипломного проектирования. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по своему характеру к профессиональной деятельности специалиста. Оценка эффективности различных компонентов учебно-методического обеспечения ДО Мифы: "переведем наши печатные учебные материалы в электронную форму, разместим их в Интернет и пусть учащиеся дистанционно изучают их"; "мультимедиа решит все наши проблемы". Практика распространения учебных пособий в электронном виде становится обычной для многих учебных заведений. Это повышает оперативность, доступность и нередко просто дешевле. Диапазон электронных форм таких пособий разнообразен - от линейных текстовых файлов в формате MS DOS до структурированных гипертекстов в формате HTML. Хотя последняя форма представления учебного пособия существенно облегчает навигацию по учебному материалу, учащиеся, как показывает опыт, предпочитают распечатывать пособия и изучать их в традиционной бумажной форме. Иное дело, если гипертекстовое учебное пособие снабжено мультимедийными иллюстрациями: графикой, анимацией, видео- и аудиофрагментами. Такая форма представления материала по своей дидактической эффективности, конечно же, превосходит бумажные аналоги. Однако не следует питать особых иллюзий и уповать только на мультимедиа. Как показывают педагогические эксперименты, значимый прирост уровня обученности при использовании мультимедиа по сравнению с бумажной формой учебных пособий проявляется только на уровне знакомства с учебным материалом и практически отсутствует на уровне решения типовых и нетиповых задач. Чудес, как известно, не бывает. Обучение с помощью компьютеров дает наибольший эффект, когда учащиеся вовлекаются в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в ходе решения задач. Компьютерные обучающие программы такого типа предъявляют учащемуся задания тренирующих упражнений, оценивают их выполнение, оказывают оперативную помощь в виде подсказок, разъяснения типовых ошибок, предъявления соответствующего теоретического материала. Качество ДО Миф: "значительно хуже по сравнению с очными формами обучения". Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для подобного рода утверждений не существует. Высокое качество ДО определяется следующими факторами:
Пределы применимости ДО Есть ряд учебных дисциплин, в которых дистанционные формы обучения не могут быть применены в полной мере. Например, при изучении конструкций технических объектов необходима учебная работа на натурных экспонатах или их макетах. Не все можно заменить компьютерным моделированием. И даже успехи в разработке систем лабораторного практикума удаленного доступа не могут полностью снять эти ограничения. Врачом нельзя стать без учебной клинической практики, археологом - без участия в раскопках и т. д. - список таких дисциплин и специальностей можно продолжить. Экономическая целесообразность ДО Для общества в целом она не вызывает сомнений. Однако, с точки зрения отдельно взятого учебного заведения, бытующее порой мнение, что "ДО очень выгодно, можно делать деньги буквально на ровном месте" правомерно лишь для учебных заведений, трактующих принципы открытого университета как " открыт день и ночь, работают лишь два окна, в одно окно принимают деньги, в другое - выдают диплом". Дистанционные образовательные услуги высокого качества требуют больших первоначальных затрат на развитие информационной среды. ДО базируется на высоких технологиях и, вследствие этого, не может быть одновременно и высококачественным и достаточно эффективным, если не проводится в крупных масштабах. Окупаемость и прибыль достигаются лишь за счет большей численности учащихся по сравнению с очными формами обучения. Экспорт и импорт дистанционных образовательных услуг Миф: "наша российская система образования одна из лучших в мире. Как только мы выйдем на мировой рынок дистанционных образовательных услуг, отбоя от клиентов не будет". Первую часть этого утверждения можно защищать вполне обоснованно. Но его заключительная и основная часть - это иллюзия чистой воды. Нас на этом рынке рассматривают только как потенциальных клиентов. И единичные примеры успешного экспорта образовательных услуг (дистанционные курсы по реформам России лишь подтверждают сложившуюся ситуацию. Реальная ниша российского ДО на мировом рынке образовательных услуг - это русскоязычное население в Казахстане, странах Азии, Балтии. И эту нишу необходимо активно занимать, пока ее не заняли другие. Как начать работу в сфере ДО? Миф: "это очень сложно, нужны специальные организационные решения". Первое и очевидное - начать выращивать "кристаллы ДО" в рамках традиционного учебного процесса. Выделим некоторые направления этой работы. Многие вузы России уже построили корпоративные компьютерные сети на основе технологий Интернет. Эти сети рассматриваются и используются как средство выхода во внешний мир - в Интернет. Возможности внутрисетевого общения и информационного сервиса реализуются, как правило, очень редко. Простейшее организационно-техническое решение для внедрения элементов ДО в традиционный учебный процесс - дать всем преподавателям и студентам вуза адреса электронной почты и научить пользоваться ею - станет сильным стимулом для оперативного общения и учебных консультаций внутри вузовской сети, позволит привить всем участникам этого процесса культуру и навыки сетевого общения. В информационном наполнении вузовских сетей в настоящее время преобладает фактографическая информация о вузе, о его научно-исследовательских разработках, об оказываемых услугах и т.п. Размещение учебно-методического обеспечения учебных дисциплин на вузовских серверах Интернет/интранет является важным шагом в развитии ДО, значительно расширяющим возможности не только межвузовского, но и внутривузовского тиражирования. Очередное рождение в связи с развитием проблематики ДО переживают сегодня компьютерные технологии обучения. Акценты в их использовании все более смещаются от аудиторной учебной работы в компьютерных классах к самостоятельной работе учащихся в электронных залах библиотек и на домашних компьютерах. В российских вузах уже накоплено значительное количество разработок в сфере компьютерных средств поддержки обучения. Размещение их в корпоративных вузовских сетях, запись и тиражирование на CD ROM, создание общедоступных электронных библиотек также позволит развивать элементы ДО в традиционном учебном процессе. Активизация деятельности даже только в указанных выше направлениях позволит многим российским вузам перейти от мифотворчества к серьезной работе в сфере ДО и, что может быть не менее важным сегодня, повысить качество традиционных, очных форм учебного процесса за счет более полной реализации потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. А. В. Соловов, доцент, кандидат технических наук
|
|
|||||||||||
![]() |
![]() |
Контакты |
|