MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Управление бизнес-процессами :: Outsourcing :: Личный вклад

Личный вклад


Что нужно для того, чтобы начать небольшой бизнес - например, по организации регулярных коммерческих туров в космос? Открыть собственное производство ракет-носителей и орбитальных аппаратов? Можно - но не обязательно. Достаточно найти инвестора, готового вложить нужную сумму, затем отыскать подходящее производство, наклеить стандартную этикетку и написать бизнес-план. Потом запустить.


А потом, после того, как первый полет чудом удастся, позировать перед телекамерами, разъясняя коммерческий смысл своей безумной затеи. И еще - для этого нужно быть Ричардом Брэнсоном.

Брэнсон - авантюрный предприниматель, которому удаются самые дерзновенные бизнес-проекты; кроме того, он известен тем, что на все свои предприятия наклеивает лейбл Virgin (единственным исключением являются презервативы, которым этот брэнд не подходит по объективным обстоятельствам). Думал ли Брэнсон, запуская свой космический проект Virgin Galactic, открыть собственное производство? Вряд ли. Вместе с инвестором, основателем Microsoft Полом Алленом, они нашли компанию, занимающуюся перспективными инженерными разработками. Ею оказалась Scaled Composites, основанная в 1992 году Бартом Рутаном.

Кто сделал космический корабль? Барт Рутан. На чьи деньги? На деньги Пола Аллена. Какова же роль Брэнсона во всей этой истории? С помощью Аллена и Рутана он смог воплотить свою идею, которая владела им, судя по разным высказываниям, уже довольно давно. С Virgin Galactic все получилось отнюдь не в один момент: на тщательность подготовки указывает то, что проработка даже маркетинговых мероприятий началась загодя - домен virgingalactic.com в Интернете был зарегистрирован еще в позапрошлом году. Ричард Брэнсон говорит о своих амбициозных планах, заявляя, что он (именно он, а не Барт Рутан) намерен построить десятки космических кораблей, перейти от суборбитальных полетов к орбитальным круизам, построить космический отель и т. д. - в своем обычном духе. Вместе с тем, когда речь заходит о надежности космического аппарата и других важных качествах, небезразличных для будущих туристов, Брэнсон подчеркивает, что производство налажено на настоящем предприятии (а не где-нибудь в сарае).

Вся эта история, столь далекая от нашей повседневной жизни, несет, однако, характерные черты многих коммерчески успешных производств - поэтому стоит приглядеться к ней подробнее. Случай с Virgin Galactic взят потому, что он отлично иллюстрирует гротескную ситуацию: предприниматель берет идею, которая, мягко говоря, не является новой (первенство в освоении космического турбизнеса, отрадно сознавать, принадлежит нашей родной стране), использует технологии, которые созданы не им, задействует деньги, которые ему не принадлежат, - и из всего этого создает и предлагает людям продукт, который ассоциируется с его компанией и его именем. Таким же образом создает свои товары и выводит их на рынок огромная армия малых и средних предпринимателей. Увидеть нишу на рынке, найти возможность производства, финансовые ресурсы - и, самое главное, внести свое, новое качество. В любом масштабе.

Производство питьевой воды "Буржуа" началось, можно сказать с голой идеи. "Проанализировав рынок бутилированной воды, мы увидели, что, во-первых, он насыщен менее чем наполовину даже в Москве и бурно растет, так что присутствующие на рынке компании не справляются с заказами. В том, что этот рынок будет расти, вовлекая все новые слои потребителей, нет сомнений - одной из причин тому является, увы, все ухудшающаяся экология", - говорит генеральный директор компании "Буржуа" Сергей Никитанов. Однако, увидев такую возможность для бизнеса, строить свою линию очистки и розлива воды Никитанов не стал, а проанализировал те, что имелись неподалеку: "Рассматривалось около десятка источников, которые находятся в Подмосковье. Доставка из дальних регионов обходилась бы очень дорого".

После долгих поисков была найдена линия, производящая воду очень высокого качества, но загруженная лишь частично. "Пробурить скважину и поставить завод с очисткой базового уровня стоит около полутора миллионов долларов, - говорит Сергей, - и на старте бизнеса мы не осилили бы эту сумму (на которой, кстати, расходы еще не заканчиваются)". Освоение рынка питьевой воды было решено начать с корпоративного сегмента - ибо "розничную торговлю оккупировали несколько крупных компаний, и для выхода туда нужны гораздо большие ресурсы". Кроме того, к специфике корпоративного сектора компания была подготовлена: по словам Сергея Никитанова, у них имеется несколько ноу-хау в области доставки 19-литровых бутылей, позволяющих минимизировать транспортные расходы (однако раскрывать эти приемы при включенном диктофоне он, увы, отказался).

В товаре высокой маркетинговой составляющей, каким является питьевая вода, важное значение имеет брэнд. Но, придумав удачное, по мнению Сергея Никитанова, название - "Буржуа", в компании обнаружили, что в сегменте напитков эта торговая марка уже была зарегистрирована, хотя и не использовалась. Отступать от выбранного названия не хотели; удалось договориться о выкупе торговой марки у прежнего владельца за приемлемую цену. Все звучные и запоминающиеся слова уже "расхватаны" в качестве торговых марок - эта проблема ощущается и в России, и (еще острее) на Западе. С этим связано появление множества торговых марок, похожих на распространенные слова, но написанные с "ошибками". С такой "ошибкой" пришлось регистрировать и сайт - burjua.com: ибо правильное написание, bourgeois, оказалось уже "занято" фирмой NetIdentity.

Таким образом, торговая марка стала еще одним компонентом продукта, пришедшим в компанию "со стороны". Взяв идею, подкрепленную собственным анализом рынка, приобретя неиспользуемую торговую марку, разместив производство на имеющейся линии и выстроив собственную сеть доставки, в "Буржуа" создали продукт на основе уже имеющихся компонентов, принеся в него собственную ценность. И чем выше в продукте доля маркетинговой составляющей, тем чаще производство выносится "за скобки" той компании, которая занимается продвижением товара на рынок (если, конечно, речь не идет о гигантах - но это уже совсем другая история).

Однако особенно интересно рассмотреть те случаи, когда компания создает высокую долю добавленной ценности, дорабатывая и составляя вместе компоненты, которые в нужный рисунок мозаики сами собой не складываются. Компьютеры здесь являются, скорее, антипримером. Что бы ни говорили небольшие производители ПК об уникальных качествах именно их "персоналок", рецепт изготовления чудес техники в большинстве случав один и тот же. Через дистрибьюторов у производителей приобретаются компоненты: процессоры, системные платы, диски, корпуса и т. д. Все они заведомо хорошо стыкуются друг с другом (надо быть на редкость несообразительным и невезучим, чтобы из качественных компонентов собрать неработоспособную конфигурацию). Небольшой производитель не может повлиять ни на конструкцию, ни на дизайн компонентов; предел возможностей - выбор интересной модели в тайваньских "OEM-магазинах" и закрепление ее за собой на некоторое время. Добавленная ценность отечественных производителей ПК - это, по существу, только сервис и налаженные взаимоотношения с покупателями. Гораздо интереснее рассмотреть случаи, когда использование других производств для создания собственных продуктов не сводится к элементарной сборке из готовых "кубиков" и наклеиванию собственного ярлыка.

"Часовая компания Денисов" (прежнее название "Полет-Классика" начинала именно таким образом. До недавнего времени ее единственной специализацией было изготовление часов-сувениров. Заводские модели дорабатывались под нужды заказчика: на циферблаты наносился логотип, гравировались надписи и т.п. В компании гордятся тем, что их часы в качестве юбилейного подарка вручал на приемах Президент РФ. Для доработки базовых моделей часовых заводов в небольшой компании - около 30 человек в штате - существуют дизайнерский отдел и собственное небольшое сборочное производство. При этом в качестве основы берется продукция как зарубежных (швейцарских, японских, китайских), так и отечественных часовых заводов. Последняя - все с большими проблемами: "В России, к сожалению, мало что могут предложить - здесь почти не осталось производства. На часовых заводах живут всё больше импортом, сборкой. Очень немного осталось предприятий, которые сами что-то производят", - говорит Илья Денисов, генеральный директор компании. Тем не менее, часы отечественного происхождения в ассортименте были нужны: "Часы, вручаемые в силовых структурах или зарубежным гостям, - должны быть русскими. На Западе это очень ценится. Не очень хорошо, когда к нам приезжают иностранные представители и им дарят иностранные же изделия. Из отечественной продукции мы использовали механизмы фирмы "Полет" - лучшие из российских механизмов". В некоторых случаях дизайн часов подвергался достаточно серьезным изменениям по сравнению с базовыми моделями часовых заводов, но чаще всего доработка состояла в адаптации символики заказчика к дизайну часов. "Приходит заказчик, приносит свой логотип. Максимум, что мы можем сделать, - это адаптировать его к выбранной модели часов. Зачастую мнение заказчика не совпадает с нашим; в таких случаях предлагаем альтернативные варианты, и заказчик, как правило, останавливается на одном из них", - рассказывает Илья Денисов.

Проработав на российском рынке часов с символикой более 10 лет, он задумался о дальнейших направлениях развития компании. И решил вывести на отечественный рынок ни больше ни меньше как собственный брэнд - часы "Денисов", отразив в нем историю трудовой династии (отец Ильи, Владимир Денисов, более 30 лет проработал главным конструктором на часовом заводе "Полет"). О собственном производстве не думали: "Это требует огромных инвестиций. Затея, может, и имела бы смысл, если государство было бы заинтересовано в развитии российской часовой промышленности; однако сегодня такого интереса не наблюдается". В компании создается дизайн часов, и эту часть производства Илья Денисов считает наиболее ценной: "В России практически нет дизайнеров по часам. Из прежних остались буквально единицы, которые раньше работали на заводе "Полет", а мы за годы работы вырастили у себя новое поколение специалистов. Этот коллектив способен создавать дизайн часов "с нуля", не прибегая к копированию чужих моделей (что часто практикуется и в России, и за рубежом)". Доверять зарубежным дизайн-бюро Денисов не намерен: "Дизайн должен отвечать местным вкусам и быть узнаваемым - как узнаваемы, к примеру, часы фабрики "Полет". Конечно, разработку можно заказать в Швейцарии, в Германии или других странах с известными часовыми школами. Но это будет немножко другой продукт, он не будет учитывать национальный менталитет, особенности, вкусы русских людей. Это не будут русские часы".

Дальше начинается самое (с точки зрения темы нашего номера) интересное. Отдельные компоненты часов Илья Денисов заказывает не в какой-нибудь одной зарубежной компании, а на нескольких узкоспециализированных производствах: "Одно предприятие делает только корпуса. Другое - только циферблаты. Третье - только стрелки. Четвертое - только механизмы. Пятое - только браслеты. Шестое - только ремешки. По каждой составляющей у нас свой источник". Казалось бы, в этом случае на порядок возрастает сложность управления проектами. Зато, во-первых, приобретается большая гибкость, во-вторых, можно добиться более низких цен от поставщиков. "Одно время мы размещали заказы у посредников, но теперь отошли от этой схемы и работаем с производителями напрямую. Сегодня мы в состоянии самостоятельно контролировать исполнение заказов по каждой позиции и отбирать лучших поставщиков. Общаясь с конечным производителем, мы можем, например, обсуждать цены в открытую. Все это самым непосредственным образом влияет на себестоимость - которая должна стремиться к снижению, но без потери качества", - говорит Илья Денисов. Качество продукции является для него особенно важным: "Каждый визит клиента в гарантийный ремонт с дефектными часами - сильнейший удар по репутации, тем более что мы выводим на рынок продукт не в нижнем, а в среднем ценовом сегменте. Поэтому используются, например, швейцарские механизмы - при всем прогрессе производителей в других странах они все-таки надежнее".

Итак, для часовой компании "Денисов" стимулом к прямой работе с разными производителями было, во-первых, желание контролировать качество на уровне компонентов, а во-вторых, стремление снизить издержки, не переплачивая посредникам. Технически и организационно возможной такая работа стала благодаря длительному опыту работы на рынке и уже налаженным связям с рядом производств. Плюс - собственный штат дизайнеров. В итоге - высокотехнологический продукт со значительной долей добавленной ценности. При том, что в самой компании физически совершаются только начальный (разработка) и финальный (сборка) циклы производства.

Какие же преимущества получает инжиниринговая компания, самостоятельно и глубоко занимающаяся разработкой продукта, по сравнению с маркетинговой - которая отыскивает и заполняет рыночные ниши (или вначале создает, а потом заполняет), но сама производством не занимается? Маркетинговая компания должна все время быть на первых позициях в конкурентной гонке; иначе - конец: все, что может быть скопировано, копируется очень быстро. Инжиниринговая же компания имеет задел - не только в виде собственных технологических наработок, которые легко поддаются копированию, но и в виде потенциала создания этих наработок в будущем. Благодаря этому заделу она может хоть немного, но ослабить конкурентное давление, создав условную "монополию", существующую в данный момент и в данной области. И, благодаря этому, - получить свободу маневра для создания нового качества.

Михаил Рабинович


Источник: business-magazine.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Outsourcing аутсорсинг"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Аутсорсинг бизнес процессов
В наши дни распределение обязанностей и разделение труда зашло так далеко, что успешная компания может легко избавиться от производства, сосредоточившись на разработке продукта и его сбыте....
подробнее..
Личный вклад
Что нужно для того, чтобы начать небольшой бизнес - например, по организации регулярных коммерческих туров в космос? Открыть собственное производство ракет-носителей и орбитальных аппаратов? Можно -...
подробнее..
Временный персонал как постоянное решение
Некоторые компании стараются использовать различные методы для сокращения издержек на персонал, стремясь при этом обеспечить себе максимально высокое качество работающих сотрудников. Как следствие,...
подробнее..
Размещение производства в Китае
Сегодня все чаще можно услышать высказывание, что Китай - это рабочие руки всего мира. Нигде в другом месте не сплелись так тесно благоприятные климатические условия, трудолюбие граждан и...
подробнее..
Реструктуризация фирмы и переход на аутсорсинг
Основной бизнес имеет тенденцию со временем обрастать дополнительными подразделениями, функции которых можно с успехом передать аутсорсинговым компаниям. Но сначала необходимо проанализировать: что...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: