MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Не умирай, бабушка!

Не умирай, бабушка!


В мире существует великое множество явлений, о которых если и вспоминают, то лишь в особом ракурсе. Свастика, педофилия, изувеченные тела ? всего и не перечислить. Многие из таких явлений запретны лишь в отдельных культурах и со сменой среды могут приобретать иные, иногда диаметрально противоположные значения. Но в силу глобализации появились и общечеловеческие табу. Смерть из их числа.


Вне зависимости от места проживания, вероисповедания и социального статуса смерть ? одно из самых интимных явлений в процессе человеческого познания. Значимые для каждого человека переживания не могли остаться вне поля зрения профессионалов маркетинга.

Рекламу, в которой фигурирует смерть, условно можно разделить на две группы.

В первой образы, связанные со смертью, применяются для создания соответствующей эмоциональной окраски. Таких работ очень мало. Сомнительная эффективность и узкая сфера возможного применения не позволяют часто обращаться к столь рискованному методу. Чаще всего вселяющие страх картины можно встретить в социальной рекламе, но и создатели исключительно коммерческих работ не отстают. Достойным примером может служить творчество Оливьеро Тоскани для производителя массовой одежды Benetton. За почти двадцатилетнее сотрудничество с талантливым провокатором объем продаж компании вырос в двадцать раз. Все это время на рекламных плакатах Benetton появлялись мужские и женские гениталии, убитые на Балканах солдаты и приговоренные к смертной казни заключенные. Кампания We, On Death Row со смертниками в главной роли стала переломным моментом. Череда судебных исков и бойкот со стороны целого ряда крупных торговых компаний предопределили разрыв Лучиано Бенеттона со своим творческим директором. Это произошло в апреле двухтысячного года. На смену кровавому эпатажу пришли традиционные для компании люди разных народов: черные, желтые, белые, с веснушками и без.

Ко второй группе относится реклама, сюжет которой построен на черном юморе. В этом направлении работают многие, поэтому и результаты бывают как гениальными, так и откровенно бездарными. Очередной пример снова будет из мира моды. Если собрать воедино все рекламные плакаты и ролики Diesel и разместить их в одном выставочном зале, то от посетителей такой выставки не будет отбоя. Действительно, наряду с шедеврами от Benetton, Absolut, Smirnoff, реклама от Diesel уже заняла достойное место в истории искусства на рубеже второго и третьего тысячелетий. Слоган For Successful Living известен каждому, кто живет в городе с населением более одного миллиона человек. Diesel неоднократно прибегал к черному юмору. Черному во всех смыслах этого слова. Достаточно вспомнить весенне-летнюю кампанию Lux Life in Today`s Africa. Изобилие красивых и дорого одетых темнокожих людей соседствует с вырезками из вымышленной газеты The Daily African. На полосах газеты сплошь призывы гуманно отнестись к бедным жителям Европы и Северной Америки. ?Европейские развивающиеся страны под прицелом африканской табачной индустрии?, ?Африканская экспедиция планирует пешком исследовать неизведанные участки Европы?, ?Заложники из Африки освобождены после ста сорока восьми дней пребывания в плену калифорнийских повстанцев? ? вот лишь некоторые заголовки из The Daily African.

Черный юмор по-своему проявился в украинском рекламном пространстве. Не так давно в телевизионный эфир ворвался ролик минеральной воды ?Трускавецкая?, созданный агентством ?Кинограф? для компании ?Аква-эко?. Перескажу сюжет.

Маленький мальчик катит по полу деревянную игрушку, издавая звук, достойный сборников лучших анекдотов про наркоманов. Приподымая голову, он спрашивает сидящую рядом пожилую женщину: ?Бабушка, а когда ты умрешь?? Бабушка открывает полуторалитровую пластиковую бутылку ?Трускавецкой? и наполняет стакан. Сделав глоток, она отвечает любопытному внуку: ?Не знаю, милый! Не знаю!?

Мнения относительно этой работы разделились надвое. Одни убеждены, что это один из лучших образцов рекламного творчества, другие напротив считают, что ролик плохой и неэффективный. Первые оперируют аргументами, превращающими маркетинг в лженауку. В результате вся полемика сводится к качеству воды, добрым глазам ребенка и ?запомнили ? значит работает?. Но не стоит так упрощать. Существует несчетное количество способов коммуницировать жизнь и долголетие. А тот, что выбрали в ?Кинографе? ? в числе худших. Говорить о смерти в контексте рекламы продуктов питания ? значит говорить о смерти самого продукта. Или, в лучшем случае, о тяжелой и продолжительной болезни. В сознании потребителя не остается ничего, кроме шокирующей фразы мальчика и устойчивой связи ?Трускавецкая ? Смерть?.

Интересно и то, как продается в рознице знаменитая минералка. Только в одном супермаркете ?Вэлыка Кышеня? я обнаружил ?Трускавецкую? от трех производителей. Выходит, ?Аква-эко? оказала медвежью услугу всем коллегам по добыче.

Разделение труда на рекламном рынке продолжается. Среди десятков медийных, креативных и BTL агентств появляются агентства фестивальные. ?Кинограф? ? лидер этого сегмента. Неоправданный эпатаж, преподносимый как ?лаконичность и гротеск? позволяет занимать высокие места на фестивалях. Не более и не менее того. Остается только пожелать бабушке из рекламы ?Трускавецкой? долгих лет жизни.

Сергей Ковалев


Источник: http://www.marketingmix.com.ua/

Версия для печати
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Возбуждение ума. Провокация в рекламе с точки зрения коммерсанта
Женщина-вамп, почти оголившись невзирая на публику, сама подходит к вам на вечеринке и откровенно добивается внимания. Это шокирует. Но, как правило, срабатывает, привлекая всеобщее внимание. Да что...
подробнее..
Время оригинальных носителей рекламы
В сегодняшних условиях перенасыщения потребителей рекламой, эффективность стандартных носителей рекламы снижается. Чтобы потребитель на общем фоне выделил какую-то конкретную рекламу, рекламодателям...
подробнее..
ADtraction
Какова бы ни была реклама в сегодняшней России - креативная или просто несущая информацию потребителю - их эффективности сравнимы. Креатив в рекламе, как правило, используется в соответствии с...
подробнее..
Оскорбление действием. Скандал и эпатаж в рекламе с точки зрения...
Совершенно голый человек с эрегированным пенисом посреди уважаемой галереи искусств истошно орет: «Я хочу весь мир!» Хулиганство? Нет, перформанс! без сомнения, хотя бы на несколько секунд это,...
подробнее..
Профессиональные скандалисты
Скандал как способ продвижения компании" Об этом не говорят открыто, на эту тему нет бестселлеров. Но после общения с постановщиками скандалов в каждом шумном событии на рынке начинаешь видеть...
подробнее..
Не умирай, бабушка!
В мире существует великое множество явлений, о которых если и вспоминают, то лишь в особом ракурсе. Свастика, педофилия, изувеченные тела ? всего и не перечислить. Многие из таких явлений запретны...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: