MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Стратегический менеджмент :: Стратегия каналов продаж :: Сетевой маркетинг :: Компании для женщин

Компании для женщин


В профессии распространителя товаров методом прямых продаж есть серьезные минусы - например, отсутствие фиксированной зарплаты и психологически неприемлемая для многих необходимость "навязываться" потенциальным покупателям. Однако, по данным недавнего исследования, проведенного по заказу Ассоциации прямых продаж, в России в эту сферу вовлечено уже более 1,1 млн граждан.


Главный трудовой ресурс сетевых компаний в России - женщины. В этом секторе экономики с совокупным оборотом более $500 млн мужчины составляют всего 8,7% занятых. В США на представителей сильного пола приходится почти 26% распространителей, а в странах Западной Европы - 24%. За десять с лишним лет существования сетевого маркетинга в России в этой индустрии многому научились: мотивируя своих сотрудниц, компании теперь меньше делают упор на личные достижения и желание разбогатеть, и больше - на потребности в общении и заботе о близких.

Компания RPRG по заказу АПП опросила 2914 дистрибьюторов из 332 населенных пунктов страны. В выборку попали дистрибьюторы из нескольких компаний - членов АПП: Avon, Faberlic, Herbalife, Mary Kay, Oriflame, Tupperware. Правда, многие данные исследования, в том числе об общем количество дистрибьюторов, основаны только на данных компаний - членов АПП, хотя в ассоциацию входит лишь небольшая часть компаний, распространяющих свою продукцию методом прямых продаж. С другой стороны, уточняет руководитель одной из компаний - членов АПП, многие распространители работают сразу на несколько марок, поэтому просто складывать число распространителей разных компаний не очень правильно.

Преобладание женщин среди профессионалов такого рода объясняется еще и тем, что у нас через прямые продажи почти не распространяются многие товары, которые продаются таким образом в других странах, например компактные диски, книги или бытовая техника: в основном в России продают косметику и БАДы. Впрочем, специалисты расходятся во мнениях, где здесь причина, а где следствие.

Тем не менее пока что в России сетевой дистрибьютор - профессия женская. Главная причина этого скорее всего экономическая: женщины в нашей стране чаще остаются без работы и получают более низкую, чем мужчины, зарплату. Однако представители индустрии объясняют преобладание дам и некоторыми их психологическими особенностями, например общительностью, столь востребованной при сетевом методе продаж, а также готовностью ввязаться в дело с неизвестными последствиями.

"Женщины любят и умеют общаться. Общение с подружками занимает значительное место в их жизни", - говорит Сергей Канашин, заместитель гендиректора российского подразделения шведской Oriflame. Эта компания работает в 60 странах, но примерно пятая часть консультантов приходится на Россию. По мнению Канашина, россияне вообще предрасположены к прямым продажам. "Есть некоторые нации, которые традиционно меньше общаются. У нас же это очень естественно - пообщаться, посидеть на кухне. Я думаю, половина нашего бизнеса вообще на кухне делается", - объясняет он.

Такой точки зрения придерживаются в этой индустрии многие: отечественные теоретики прямых продаж успели переосмыслить некоторые подходы, которых придерживались сетевые компании в начале своей деятельности в нашей стране. Например, Александр Фролов, автор книги "Примирение россиянина с сетевым маркетингом", говорит о важности социальных связей в этом бизнесе. "Все серьезное всегда делалось в России "миром", то есть сообща... Россиянин предрасположен к работе в команде единомышленников, и, как следствие, сетевая деятельность является внутренне присущей россиянину", - пишет он.

Его коллега Алексей Крайнов также отмечает эффективность "кухонного маркетинга": "Подсознательно россиянин склонен не доверять тому, что говорится со сцены, - рассуждает он. - А где у нас правду привыкли говорить? В кругу знакомых, близких людей, чаще всего - на кухне. Да еще вполголоса, как бы "только вам". Отсюда первое следствие: вместо проведения шумных многолюдных презентаций более эффективно проводить "домашние кружки" - встречи с заинтересовавшимися людьми дома (на кухне) у вас или ваших потенциальных потребителей. В такой обстановке вам гораздо больше доверяют и охотнее соглашаются на ваше предложение".

Действительно, общение в таком деле - важная вещь. "Это некий социальный момент: люди собираются, общаются, и, может быть, бизнес для них не главное", - говорит Александр Садыков, руководитель отдела маркетинга новосибирской корпорации "Сибирское здоровье", продающей косметику и БАДы (продукцию корпорации распространяют около 120 000 консультантов, а в общей сложности в ее сети - около 550 000 человек).

И компании всячески поощряют эту потребность своих сотрудников. "Во многом система работы построена на тусовке: какие-то совместные семинары, отдых. Например, 30-го у нас будет большая дискотека для молодежи", - рассказывает Канашин из Oriflame. Интересно, что в отличие от аналогичных мероприятий в традиционных компаниях в сетевых немалую часть расходов несет сотрудник. В недавнем ежегодном семинаре Mary Kay участвовало 7000 женщин, при этом проживание в течение нескольких дней и дорогу оплачивали они сами. "У нас даже из Хабаровска приезжают", - с гордостью говорит Тамара Шокарева, исполнительный директор компании по корпоративным вопросам и президент АПП.

Многих начинающих дистрибьюторов привлекает возможность покупать продукцию со скидкой для себя. 42-летняя Валентина, дистрибьютор Faberlic, практически весь доход, получаемый от этой деятельности, тут же тратит на косметику этой же марки: она покупает ее для себя, матери, отца, сына, сестры, подруг. Главный доход она получает от своей основной профессии: Валентина - диспетчер компьютерной связи. Распространение косметики - "скорее хобби", несмотря на то что за год работы по корпоративной иерархии она заслужила звание "мастер" и руководит командой из 5 - 6 человек.

Российские специалисты по прямым продажам подметили и эту особенность россиян - желание заботиться о близких при невысоком индивидуализме. "Россиянин, вследствие широты души, склонен к самоотверженной заботе о ближних, в особенности о родственниках. Поэтому, предлагая россиянину продукт, услугу, информацию, надо предлагать ему позаботиться о своих ближних. Девиз работы с россиянином - "Россиянину - предлагай для родственников! ", - наставляет в своей книге Александр Фролов.

Валентина, как и многие в этой сфере, начинала с того, что по совету косметолога приобрела крем Faberlic, защищающий кожу от мороза. Примерно полгода она покупала продукцию компании для себя, потом решила попробовать свои силы в распространении. И все же доля дистрибьюторов, для которых это основной заработок, в России гораздо выше, чем в других странах. У нас она составляет 41%, в среднем по миру - около 20%. По данным компаний, их бизнес активнее развивается в регионах с высокой безработицей и низкой зарплатой.

Сети всегда рады новичкам: для этого нужен небольшой стартовый капитал для закупки первой партии или его не требуется вообще. И хотя такая работа не гарантирует стабильного заработка, многие женщины готовы рискнуть. По наблюдениям Александра Садыкова, этим они отличаются от мужчин, которые "плохо чувствуют себя в ситуации неопределенности". Хотя, отмечают в некоторых компаниях, среди дистрибьюторов, пробившихся на высокий уровень, доля мужчин выше. Возможно, это связано с меньшей амбициозностью дам - им достаточно комфортно на среднем уровне.

Впрочем, некоторые специалисты скептически относятся к значимости тех или иных психологических факторов в бурном развитии прямых продаж в России. Если бы у людей была возможность выбора между работой в сети или в традиционной организации со стабильной зарплатой, число участников сетей резко сократилось бы, считает кандидат психологических наук Александр Лебедев-Любимов.

Ольга Промптова


Источник: http://www.vedomosti.ru/

Версия для печати
Вернуться к разделу "Сетевой маркетинг, многоуровневый маркетинг, MLM"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Сетевой маркетинг: чемпионат предприимчивости
Эти компании близки к идеалу. Они не тратятся на содержание магазинов, но покрывают продажами огромные территории. Их продукцию реализуют тысячи людей, но никто из продавцов не получает зарплату. Так...
подробнее..
Компании для женщин
В профессии распространителя товаров методом прямых продаж есть серьезные минусы - например, отсутствие фиксированной зарплаты и психологически неприемлемая для многих необходимость "навязываться"...
подробнее..
Сетевой маркетинг
Эти компании близки к идеалу. Они не тратятся на содержание магазинов, но покрывают продажами огромные территории. Их продукцию реализуют тысячи людей, но никто из продавцов не получает зарплату. Так...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: