MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Управление персоналом :: Структура :: Общие рекомендации :: Плюсы и минусы удаленной работы

Плюсы и минусы удаленной работы


Экономический кризис стимулирует компании вводить новую форму труда – переводить сотрудников на работу на дому. На Западе home office (домашний офис, работа на дому) – распространенный формат работы для белых воротничков, позволяющий работодателю существенно снизить затраты на аренду офиса и т.п., а самому сотруднику не тратить время и деньги на дорогу на работу. Но в России эта технология может столкнуться с желанием руководителей контролировать каждый шаг подчиненных и отсутствием четкой мотивации работников трудиться «без дубинки».


По мнению генерального директора компании «Кредитный и финансовый консультант» Александра Гребенко, использующего удаленных сотрудников, это достаточно эффективно: «В будущем большинство сотрудников будет работать именно в таком формате! Это удобно, как для компании, так и для человека».

В первую очередь, home office эффективен для работников, которые не должны встречаться с клиентами или иными партнерами, либо могут делать это на их территории. Например, менеджеры по продажам. «Эффективность их деятельности не зависит от того, где они работают, – рассуждает Игорь Гусев, генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций Red Line Media. – По большому счету, им нужен только интернет и телефон, а откуда они будут ездить к клиенту, значения не имеет».

Вне офиса могут трудиться рекламные и страховые агенты, бухгалтеры, маркетологи, журналисты, программисты, рекламисты, аудиторы и иные консультанты, и т.д.

Прямая финансовая выгода для работодателя очевидна. Стоимость аренды офисов в московских бизнес-центрах класса «B» колеблется от $700 до $800 за кв. метр (хотя все эксперты ожидают падение арендных ставок), а санитарный норматив площади на одного офисного работника – 4,5-5 метра. На практике выделяется значительно больше, не считая коридоров, переговорных, приемных и иных помещений. А значит, перевод одного сотрудника на домашний режим автоматически экономит компании минимум 8-15 тысяч рублей в месяц.

Можно также отказаться от офисного канала интернета и ряда других услуг связи. Большинство белых воротничков и так имеют дома безлимитный доступ в просторы всемирной паутины. В любом случае, цены на аналогичные по потребительским свойствам услуги для физических и юридических лиц отличаются многократно. Например, выделенный канал со скоростью 2,5 Мбит/сек стоит для граждан 450 рублей в месяц. В эту стоимость входит нелимитированный трафик, а также возможность совершать телефонные звонки внутри города и между Санкт-Петербургом и Москвой.

Компьютер для home office можно переставить из ликвидируемого офиса или предложить сотруднику использовать свой. Причем работодатель уже может не беспокоиться за легальность используемого программного обеспечения. Де-юре никто не освобождал домашних пользователей от обязанности покупать лицензионные Windows, Office и т.д., но де-факто никакой ответственности ни компания-наниматель, ни подчиненный не несут. Ведь, в отличие от офиса, который под разными предлогами могут проверять любые надзорные органы (от милиции и ФСБ до пожарников и миграционного надзора), право на неприкосновенность жилища защищено Конституцией России, и без судебного решения никто не вправе помимо воли жильцов входить в квартиру. Также не надо думать о соблюдении различных бессмысленных требований СЭС: ширина стульчиков, глубина подставок, высота окон, цвет стен, яркость лампочек и т. д.

Работник, переведенный на надомный труд, вынужден будет немного потесниться – компьютер (даже ноутбук) требует нескольких квадратных метров. Еще нужно место для хранения рабочих бумаг и т.п. Но плюсы очевидны: не надо несколько часов в день на дорогу из дома на работу и обратно. К тому же, нет необходимости переплачивать за обед.

Но, невзирая на все явные экономические преимущества, пока очень мало компаний даже с началом кризиса переходят на режим home office. По мнению экспертов, основная сложность – управляемость персонала. «Эффективно работать в таком формате могут только сотрудники с высокой внутренней мотивацией, люди результата, а не процесса, – считает директор компании Mega Solution Инна Комарь. – Такие сотрудники, в общем, нуждаются и в особом типе руководителя, который не желает контролировать и загружать своих работников в любое время дня и ночи, не обремененного навязчивой мыслью «я плачу ему столько-то, он должен отработать». Задача такого бизнесмена, по сути, не продать рабочие места в своей компании, а заполучить специалистов, которые приведут компанию к лучшим результатам, независимо от того, в какой точке земного шара они находятся. Меня всегда удивляли компании, штрафующие своих сотрудников за опоздания – может быть, стоит оштрафовать себя за неинтересное задание, из-за которого человек расслабился или начал смотреть на соседнюю лужайку?».

Игорь Гусев видит в системе home office и преимущества, и недостатки: «Если человек трудится в офисе, то у него неизбежно будут «дырки» – и заняться нечем, и на свои дела, соблюдая дисциплину, он свободное время потратить не может. От этого нет пользы ни сотруднику, ни работодателю. А дома можно самому распланировать свое время на личные и рабочие дела. Другой вопрос, что планировать умеют далеко не все. Перевод на надомную работу требует тщательной проработки критериев оценки деятельности, четкого отслеживания результатов». С ним солидарен Александр Гребенко: «Кто-то может максимально эффективно работать на дому, некоторые добиваются максимальной результативности лишь при наличии рабочей атмосферы вокруг».

По мнению генерального директора рекрутингового агентства Prime Personnel Дмитрия Солодкого, при домашней работе персонал не испытывает прессинга со стороны руководителя и людям не приходится выполнять задания, не относящиеся напрямую к должностным обязанностям. «Но есть и обратная сторона медали – недостаток контроля, - предупреждает эксперт. - Через 2-3 месяца после перевода на надомную работу сотрудник теряет связь с офисом, не может больше участвовать в командной работе. Так что дома лучше работать только тем, для кого неважны общение с коллегами и публичная оценка деятельности. При приеме на такую работу следует учитывать особенности характера соискателя, в частности, его склонность отвлекаться на домашние дела, особенно если речь идет о женщине».

По мнению некоторых экспертов и руководителей, решить проблему внутрикорпоративных коммуникаций могут различные тренинги, спортивные мероприятия, семинары и т. д. Директор одной из IT-компаний рассказал о своем опыте: «От офиса в целом мы не отказались. Даже наоборот: вместо большого помещения в бизнес-центре класса «С» арендовали один кабинет и переговорную в центре города. Благодаря кризису, в этом сегменте рынка снизились цены на аренду, и в итоге от переезда мы выиграли в экономии и улучшили имидж в глазах клиентов. Почти всех сотрудников перевели на домашний режим, оплачиваем им доступ в интернет, подключили всем городской номер мобильного на корпоративном тарифном плане. Ну а для коммуникаций ежемесячно проводим тренинги, создали сайт для сотрудников и танцевальный ансамбль – тренировки оплачиваются за счет компании. Даже с учетом всех затрат экономия – около 15 тысяч в месяц на одного сотрудника».

Многие хостинг-провайдеры уже предлагают специальные сетевые продукты – корпоративные системы (бухгалтерия, управления финансами, контрактами и т.д.), размещенные на сервере в интернете вне стен офиса и доступные знающему соответствующий логин/пароль из любой точки мира.

За рубежом развита даже специальная инфраструктура для home office. Например, в США и Великобритании функционируют так называемые офис-отели: в них за плату можно в спокойной обстановке поработать за компьютером, воспользоваться факсом, копиром, переговорить с партнером и т.д. Рабочее время нужно заранее забронировать через электронную систему. Иногда такие «отели» создают даже сами работодатели – на двадцать, а иногда и тридцать-сорок работников выделяется в среднем десять общих столов, а также индивидуальные шкафчики для личных вещей.

Статистики по использованию home office в России нет – офисный или домашний работник учитывается в отчетности как одна штатная или внештатная единица.

Павел Нетупский


Источник: http://www.finansmag.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Организационная структура предприятия, оргструктура"
Обсудить статью на форуме (cообщений: 3)

  • gms-golub - Удаленная работа
    Думаю, этот западный опыт у нас приживется еще не скоро. Мы думаем по-другому. Нам нужен строгий контроль, а вне офиса так может и не получиться. Конечно, будут и те, кто сможет работать удаленно и при этом качественно. Но основная масса пока до этого не доросла.
  • serega1976
    Последние лет 5 активно развивается Удаленная работа (фриланс) Из минусов то что могут кинуть (но в реале тоже), и не идет стаж. Из плюсов - пока что можно миновать налоговую (пока).
  • Schatz
    Приживется,приживется) с Запада надо брать пример

    Ответить в тему



Поиск


Матричная модель предприятия
Вопрос моделирования деятельности предприятия с целью выделения ключевых бизнес-процессов является основным для подавляющего количества отечественных фирм, оказавшихся перед необходимостью...
подробнее..
Intra Enterprise
Гениальным, на мой взгляд, термином intraprise и производным от него intrapreneuring («интрапренерство») теория и практика управления обязана Г. Пинчоту. Американский исследователь обозначил им...
подробнее..
Как построить систему управления персоналом
Для того чтобы успешно конкурировать в условиях быстро развивающегося рынка, компаниям необходимо постоянно и всесторонне совершенствовать свою деятельность. Все более активно ориентируются на...
подробнее..
Роль корпоративного управления в повышении капитализации компании
ВВЕДЕНИЕ В последнее время проблематика корпоративного управления привлекает пристальное внимание прессы и деловой общественности. В первую очередь это обусловлено недавними скандалами,...
подробнее..
Критерии оценки персонала
Любой руководитель в своей работе постоянно сталкивается с необходимостью оценивать подчиненных - для принятия решений о поощрениях, продвижении, обучении, результатах испытательного срока, изменении...
подробнее..
Плюсы и минусы удаленной работы
Экономический кризис стимулирует компании вводить новую форму труда – переводить сотрудников на работу на дому. На Западе home office (домашний офис, работа на дому) – распространенный формат работы...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: