MD Бизнес-план Маркетинг Управление Инвестиции Промоушен HR IT
MD Менеджмент
MD Менеджмент
>
Стратегический менеджмент Управление персоналом Управление маркетингом и продажами Финансовый менеджмент Управление бизнес-процессами Управление проектом Книги о менеджменте Услуги по управленческому консультированию О проекте Форум
 
Управление персоналом :: Мотивация :: Нематериальная мотивация :: Зарплата не главное

Зарплата не главное


Американские исследователи выяснили, какая работа приносит удовлетворение. Уровень зарплаты не вошел даже в четверку основных критериев. Это не удивляет и российских экспертов, которые самым важным называют возможность самореализации и стабильность.


На днях Сергей Харитонов оставил пост заместителя гендиректора компании “Аэрофлот — Российские авиалинии” и был назначен заместителем генерального директора по финансам и стратегии группы компаний “Техносерв”. На новом месте ему показалась привлекательной большая свобода в принятии решений, подкрепленная ресурсами, а также масштаб поставленных задач, говорит Харитонов. Кроме того, он надеется, что новое назначение позволит ему сохранить круг контактов, чем он очень дорожит. Харитонов рассчитывает, что его выбор окажется правильным и новое назначение принесет не меньше удовлетворения, чем предыдущее место работы. Тем более что вознаграждение в “Техносерве” обещают побольше. “Но это не было определяющим фактором в моем выборе”, — утверждает он.

Вопрос, какие характеристики работы в наибольшей степени влияют на получаемое от нее удовлетворение, волнует не только работников, но и работодателей, рекрутеров и исследователей. В апреле 2006 г. специалисты международной социологической компании Harris Interactive опросили через Интернет 3979 работающих жителей США в возрасте от 18 лет. Респондентов попросили выделить факторы, в наибольшей степени влияющие на удовлетворенность работой и карьерой. Лишь чуть меньше половины опрошенных (44%) отметили, что либо “полностью удовлетворены”, либо “весьма удовлетворены” своей работой.

В результате обработки данных были определены 14 факторов карьерного счастья, из них выделены четыре главных. В эту “большую четверку” вошли: интеллектуально стимулирующая атмосфера на рабочем месте, уверенность в завтрашнем дне, высокая степень автономности на рабочем месте и широкие прямые контакты с потребителями или клиентами. По данным Harris Interactive, более 60% удовлетворенных людей поставили эти четыре фактора в верхнюю часть списка критериев полноценной работы.

Эти критерии вполне применимы и в России, утверждают эксперты, но предлагают немного переиначить этот список. “Для меня важнейший критерий привлекательности работы — это возможность самореализации”, — говорит Анатолий Белайчук, заместитель гендиректора компании “Бизнес-Консоль”, специализирующейся на разработке программных средств автоматизации бизнеса. Автономность и внутренняя свобода в принятии решений, безусловно, важны, но возможны лишь в случае высокой ответственности за результат, добавляет он.

Для Лео Бокерии, директора Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, на первом месте — социальная значимость профессии. Именно поэтому профессия медика по-прежнему остается одной из самых популярных в России, отмечает он. Среди других факторов он называет внутреннюю свободу, возможность помогать другим и развиваться самому и, конечно, уверенность в завтрашнем дне.

“Для каждого человека степень значимости того или иного критерия индивидуальна, — говорит Людмила Кузенкова, директор российского офиса международного рекрутингового агентства Kelly Services. К тому же мотивация редко ограничивается одним фактором — люди склонны оценивать свою работу по совокупности критериев. Поэтому Кузенкова не берется расставлять приоритеты. В ее личном списке критериев — востребованность, возможность профессионального роста, уровень оплаты и социальная значимость профессии.

“Думаю, критерии привлекательности профессии определяются не столько уровнем развития общества, сколько человеческими потребностями. Чтобы их назвать, достаточно вспомнить о пирамиде Маслоу, определяющей мотивы человеческого поведения, — размышляет Сергей Лихарев, гендиректор завода "Авиакор". — По Маслоу, сперва человеку необходимо удовлетворить физиологические потребности, затем обеспечить безопасность, после чего становятся важными мотивы социальной значимости, собственной значимости среди клана и на вершине пирамиды находится потребность в свободе. Соответственно, выбирая профессию, сначала человек смотрит на размер компенсационного пакета, затем его беспокоит стабильность работы, после чего — значимость профессии в обществе и, наконец, возможность карьерного роста и свобода самовыражения”.

Критерии, выявленные Harris Interactive, связаны между собой, отмечает Белайчук из “Бизнес-Консоли”. Например, прямое общение с клиентами способствует профессиональному и личностному росту. “Общаясь с клиентами, приобретаешь новый опыт и развиваешься, замыкаясь на себе — деградируешь”, — говорит Белайчук. С другой стороны, обширные связи укрепляют уверенность в завтрашнем дне. Они обеспечивают “запасной аэродром” в случае необходимости смены места работы, отмечает он.

Интерес Harris Interactive к таким не слишком практичным вопросам не был праздным. Исследование проводилось по заказу американского веб-сайта careerjournal.com. На основе выявленных критериев редакторы сайта составили список восьми самых “счастливых” профессий в США. В него вошли составители и координаторы учебных курсов, учителя старших классов, управляющие медучреждениями, ученые в области медицины, аналитики и консультанты по управлению, врачи-терапевты, менеджеры по рекламе, работники социальной сферы. Впрочем, даже сами редакторы careerjournal.com признают, что этот список намного менее универсален, чем критерии, опираясь на которые он был составлен. В России выявлением самых удовлетворяющих профессий никто не занимался. Но не исключено, что среди них оказалась бы профессия аудитора, считает Вадим Балашов, партнер компании Ernst & Young, поскольку она соответствует выявленным признакам привлекательного занятия. “Эта работа требует дисциплины и аналитических способностей, но зато дает возможность постоянно получать новые знания о рынке и ведении бизнеса и обеспечивает не только уверенность в завтрашнем дне, но и возможность быстрого роста. Хорошие аудиторы ежегодно получают повышение в должности”, — говорит Балашов.

Михаил Малыхин, газета "Ведомости"


Источник: www.psycho.ru

Версия для печати
Вернуться к разделу "Нематериальная мотивация персонала"
Обсудить статью на форуме.



Поиск


Система мотивации и увлеченные подчиненные
«Многие привыкли думать, что человек ходит на работу, чтобы «затрачивать усилия», уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неразберихи и неорганизованности, проявлять хитрость для...
подробнее..
Нематериальная мотивация сотрудников для решения разного рода...
Поощряете ли вы своих работников так, как они того заслуживают? Мы надеемся что да! Почему? Потому что поощрение работников за хорошее выполнение работы — один из лучших способов сохранить их...
подробнее..
Соревнование как способ мотивации
На производственном предприятии "Формат" ввели систему стимулирования персонала под условным названием "Джек Пот". Суть ее в том, что при эффективной работе бригада рабочих может "сорвать банк",...
подробнее..
Зарплата не главное
Американские исследователи выяснили, какая работа приносит удовлетворение. Уровень зарплаты не вошел даже в четверку основных критериев. Это не удивляет и российских экспертов, которые самым важным...
подробнее..
 
Rambler's Top100 Powered by Flede Valid HTML 4.0 Transitional
Реклама: