|
||||||||||
|
||||||||||
Управление маркетингом и продажами :: Организация отдела продаж :: Ведение переговоров :: Искусство «правильных» вопросов
Искусство «правильных» вопросов«Вы можете достичь в жизни всего, чего хотите, если только в достаточной степени помогаете другим людям получить то, что они хотят» Циг Циглар Телепатия существует. Доказано медиумами и влюбленными. Но, к сожалению, она распространяется только на них самих. А в бизнес-коммуникациях, особенно при выявлении потребностей вашего клиента, важно не полагаться на свою интуицию, не строить домыслы и предположения, а делать выводы на основе фактов и достоверной информации, полученной от клиента. Однако, получение такой информации – процесс не простой. Зачастую клиент сам с трудом представляет, что ищет и какую пользу он получит от приобретения того или иного товара. Ваша задача – помочь ему определиться с выбором и убедиться в том, что ему действительно необходима предлагаемая вами услуга или продукт. Иначе, он будет продолжать искать товар, «такой же, но с перламутровыми пуговицами», и, возможно, уже у ваших конкурентов. Самый верный способ выяснить, что ваш клиент желает получить в результате - научиться задавать ему «правильные» вопросы. Какую роль играют вопросы в процессе переговоров? Прежде всего, вопросы способствуют налаживанию межличностного контакта: задавая вопросы, вы показываете свой интерес к мнению собеседника, вовлекаете его в разговор и завоевываете доверие клиента. Продавец, который задает вопросы, получает ценные сведения для дальнейшего их использования в разговоре. Вопросы помогают держать инициативу в общении, управлять процессом переговоров и содействовать получению желаемого ответа, направляя разговор в нужное русло. Но самое главное, что правильно поставленные вопросы дают возможность задействовать механизм самоубеждения: рассказывая о своих потребностях, ваш собеседник сам начинает понимать их более четко и стремится их удовлетворить. Авторы пособий по практике продаж и переговоров выделяют три основных типа вопросов:
Остановимся подробнее на каждом типе. Открытый вопрос. Задается с помощью вопросительного слова Что? Где? Когда? Для чего? Почему? В связи с чем? … С помощью открытых вопросов вы:
Альтернативный вопрос. Задается с помощью перечисления, разделительных союзов «или», «либо». С помощью альтернативных вопросов вы:
При выдвижении предложений в альтернативной форме следите за тем, чтобы собеседник имел возможность выбрать наиболее выгодное с его точки зрения. Не выносите оценок какому-либо одному варианту. Закрытый вопрос. Задается с помощью интонации так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет» С помощью закрытых вопросов вы:
Использовать закрытые вопросы следует осторожно, потому что заданные один за другим они могут вызвать у вашего клиента ощущение допроса. В то время, когда собеседник дает ответ, делайте краткие записи его высказываний. После окончания беседы проанализируйте свои пометки, чтобы выявить истинные, часто неосознанные и скрытые мотивы, движущие вашим партнером. И помните, что при оптимальном распределении ролей на стадии выявления потребностей 90% времени должен говорить ваш клиент, и всего лишь 10% - вы. Екатерина Пашоликова
|
|
|||||||||||||
Контакты |
|